Главная \ Статьи

Статьи

« Назад

Театр и школа в России и во Франции  20.05.2013 22:16

Театр и школа в России и во Франции

 

Заморев С.И.

заслуж. артист РФ,

актер СПб театра «На Литейном»,

канд. психол. наук, доцент

 

Автор данной заметки не претендует на подробное исследование. Это всего лишь взгляд человека, 37 лет назад сделавшего театр своей профессией и имеющего опыт актерской работы в России и во Франции.

И в России, и во Франции существуют и развиваются различные формы как профессионального, так и любительского, самодеятельного театра.

В обеих наших странах театр, как явление культуры, как вид искусства, естественным образом связан со всей общественной жизнью, с системой воспитания и образования. И, коль скоро речь идет о системе образования, то можно говорить и об образовательных стандартах, о методологии, об определенной системе ценностей в театральном деле, о техническом оснащении театрально-зрелищных предприятий и об общности подхода к процессу создания художественного произведения.

Исторически сложилось, что творческое наследие К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко определило путь развития театра в нашей стране и обусловило законы, приемы и методы театральной школы.

До недавнего времени все профессиональные театры в СССР были государственными. Выражаясь советской терминологией, это определяло не только всю идейно-художественную направленность, но и художественно-профессиональный уровень работников, которые входили и входят в социальной сетке в разряд « служащих ».

Развитие европейского и, в частности, французского театра шло иным путем и в других условиях. Сама организация театрального дела строится на отличных от России принципах и законах. Театры во Франции только частично представляют собой сеть государственных или муниципальных театров. В основном, это мобильные малочисленные труппы, которые собираются на определенный спектакль, рассчитанный, как правило, на небольшие залы. Административно-финансовая сторона их деятельности обусловлена особенностями экономического и социального развития Франции, где действуют законы о частной собственности и где государство поддерживает и частично субсидирует театральное дело.

Тем не менее, есть еще одна особенность театра в нашей стране. Театр - это творчество коллективное. Это перекликается с общей тенденцией поиска некой общности, этого нашего традиционно российского МЫ, что всегда было свойственно деятелям отечественной культуры не только в советский период. Французский же театр проникнут глубоким интересом к отдельному индивидууму, к личности человека, к ее экзистенциальной сущности (Ж.-П. Сартр, А. Камю, Ж. Кокто, А. Арто, и др.).

Мне представляется, что, несмотря на общность и похожесть развития самодеятельного и любительского творчества в системе образования Франции и России, стоит обратить внимание на разницу в подходе к такого рода творчеству. Если в России театральное действие это традиционно - школа общения, школа взаимодействия Я с другими, то в культуре Франции это скорее исследование и развитие своей личности в сравнении и в общении с другими.

Внимание к различным особенностям наших культур при организации и проведении различных международных фестивалей детского и юношеского творчества может нам давать возможность глубже увидеть друг друга и самих себя, то есть, взаимно нас обогащать. Сейчас, когда границы и барьеры становятся все более условны, когда развивается взаимное изучение языков и культурных особенностей, нам важно понимать, кто мы в этом разнообразии, что стоит беречь и развивать, а что можно считать отжившим и тормозящим развитие в нашем общем, совсем, как выясняется, небольшом доме под названием Европа.

 



Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


E-mail:


*Комментарий:


Copyright © 2010
Каталог Ресурсов Интернет